1607

«Казахстанская федерация хоккея сделала большой шаг организовав Профессиональную лигу» - эксперт по спонсорству в спорте

С предстоящего сезона 2020/21 и в течение трех лет генеральным спонсором Чемпионата Казахстана по хоккею будет "Parimatch". Руководитель по спонсорству букмекерской компании "Parimatch" в Казахстане и Средней Азии поделился о перспективах казахстанского хоккея и особенностях спонсорства спорта в регионе. 

Филипп Орлов более 10 лет занимается спонсорством в российском футболе и шоу-бизнесе, учил этому даже в Black Star. Периодически консультирует бренды и спортивные организации на предмет заключения контрактов. Член академического совета программы Высшей Школы Экономики и ФИФА по спортивному менеджменту. Возглавляет направление спонсорства в азиатском регионе в компании Parimatch.


- Вы с этого сезона начали сотрудничать с чемпионатом Казахстана по хоккею, который совсем недавно превратился в PRO Hokei Ligasy. Чего хочет Parimatch от этого соглашения?

– Нам очень импонирует, как ведёт себя Казахстанская федерация хоккея. Какие планы у них, что они рассказывают, показывают. В этом году они уже сделали большой шаг, организовав профессиональную лигу. Они хотят развивать хоккей, сделать его конкурентоспособным по сравнению с футболом. Пока всё сложно, но цель вызывает оптимизм. У меня большие надежды, что клубы будут расти и развиваться, а вместе с ними и весь хоккей в Казахстане. Это наш самый большой и сложный проект в Казахстане, даже во всей Азии. Посмотрим, что из этого получится.

– Вы специально зашли туда в этом «коронавирусном» сезоне, когда в чемпионат Казахстана спустились три клуба из ВХЛ?

– Нет, это была приятная неожиданность. Я думаю, это хороший повод создать в стране чемпионат такого уровня, чтобы клубы потом не захотели возвращаться. Лига уже сейчас идёт очень быстрыми шагами, в этом году, думаю, будет ещё лучше, а мы постараемся помочь этому. В следующем году будет подпитка из узбекского хоккея, так что рост просматривается.

(Клуб «Хумо-2» из Ташкента в прошлом сезоне участвовал в ОЧРК – Открытом чемпионате Республики Казахстан. Этот сезон «Хумо-2» пропускает из-за закрытия границ, как и первая команда «Хумо», в прошлом сезоне выступавшая в ВХЛ – прим. редакции.)

– Вы говорили про таджикистанский «Истиклол», так вот у «Хумо» в прошлом сезоне за полгода число подписчиков в «Инстаграме» выросло с нуля до 8300. И это в совершенно не знакомом для Узбекистана, а точнее хорошо забытом за 30 лет виде спорта.

– Нельзя сравнивать Узбекистан и Таджикистан. В Узбекистане намного более богатый и широкий рынок, а население, кажется, в пять раз больше. Думаю, в Узбекистане восемь тысяч не предел, зависит от того, как с этим работать. Знаете, я могу в пример привести «Актобе», с которым мы работаем. Клуб играет в первой лиге, но он по уровню вовлечённости болельщиков, по уровню всего не уступает «Астане», которая играет в столице. Совокупное количество подписчиков превышает 100 тысяч.

– Вы сейчас о футбольном «Актобе»? Потому что хоккейный клуб из Актобе называется точно так же, и там таких успехов не наблюдается.

– Да, в хоккее Казахстана мы взяли Федерацию, чтобы работать сразу со всеми клубами, а футбольный «Актобе» я привёл просто в качестве примера, как можно работать. И «Хумо» великолепно стартовал, но дальше есть куда расти, да и у футбольного «Пахтакора» всего 26 000 подписчиков в «Инстаграме», если не ошибаюсь, учитывая, что в Узбекистане население в два раза больше, чем в Казахстане. Мы пришли из уже развитых спортивных стран в плане маркетинга, будем организовывать много всего интересного. Задача компании Parimatch – сделать так, чтобы маркетинг в спорте в Азии смотрел на коллег из России, Украины и Белоруссии и развивался. Предпосылки есть.

– Речь идёт об образовательной функции, даже можно назвать это миссией, а есть опять же какой-то KPI по возмещению затрат?

– Я занимаюсь спонсорством, а KPI есть в целом у отдела маркетинга, который затем подхватывает наши проекты. В целом наш KPI – это увеличение аудитории спорта, увеличение охвата, увеличение подписчиков в спорте. Каждый человек, который начнёт ходить на хоккей в Казахстане, – это наш потенциальный клиент. Есть проблемы с довольно низкой интеграцией хоккея в странах. У меня в голове KPI – это увеличение охватов и интереса людей к спорту.

– Знаком с ситуацией в хоккее Казахстана, так вот там в большинстве клубов всего один человек в пресс-службе, зачастую на несколько команд вертикали, и нет ни одного маркетолога. Каким образом вы собираетесь достигать своих целей, обозначенных выше?

– Давайте так: развивать соцсети в наше время не сложно. Это не работа пресс-службы. Это несколько программ начального уровня, несколько шаблонов, и всё будет круто. Просто нужно клубам это понимать. Можно взять молодых ребят за небольшие деньги, которые готовы помогать делать дизайн, искать какие-то интересные факты. Наша задача – объяснить клубам, что это нужно делать. Размещать красивые картинки не сложно. Кроме того, нужно привлекать аудиторию, и одна из наших задач – привлечение дополнительных спонсоров в клубы. 

– Руководители практически всех хоккейных клубов Казахстана имеют сильно устаревший взгляд на ситуацию, грубо говоря, по их мнению, всё, что не относится к спортивному результату, глубоко вторично и не нужно. Пожелаю вам успеха и задам ещё вопрос. Насколько дорог этот контракт, который вы назвали своим основным в Азии?

– Он не такой дорогой, укладывается в наш бюджет, но сложен по активации. Не совсем правильно реагировать на сумму контракта, надо обращать внимание на стоимость его активации. Сейчас спонсорство уже не такое, что вы тратите какую-то сумму и больше ничего не делаете.

– Если сравнивать с футболом, на каком месте по популярности в Азии сейчас хоккей?

– Непонятно. Если ориентироваться на цифры, которые даёт КХЛ, рейтинг хоккея в разы ниже, но и трансляций в разы больше. Мы уже приходим к тому, что это сравнимые величины. Мы сейчас считаем хоккей в Казахстане вторым видом спорта. Точнее нет, второй вид спорта – это единоборства. У нас контракт с UFC. Но хоккей приближается.

– Получается, что и суммы спонсорских контрактов в хоккее сопоставимы с футболом и единоборствами?

– С единоборствами сопоставимы, с футболом нет.

– Старт хоккейной лиги Казахстана был намечен на 19 сентября, однако был отложен. Какие ещё форс-мажоры ожидаете в этом странном коронавирусном сезоне?

– Отмену чемпионата.

– Это сильно ударит по вашим планам, коллаборациям?

– Мы мысленно готовимся к отмене всех чемпионатов. Никто в мире не знает, что будет с коронавирусом, и эта ситуация может продлиться до конца 2021 года. Нам остаётся делать своё дело.

Автор: Александр Малышев


Полное интервью с Филиппом Орловым здесь.